Китайский Клуб - организация поездок в Китай

01601, г. Киев, Украина
бул. Леси Украинки, 34, оф. 213
Tel./fax: +38 044 494-02_-02
E-Mail: [email protected]

При любом использовании материалов сайта гипперссылка на сайт www.chinaclub.ua обязательна.

 
 
Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Доброта дает возможность повелевать людьми.

Конфуций
 
   
 

Монастыри Тибета

  Тибет  
  Монастыри Тибета  
  Туры в Тибет  
 
  Инфолист туристу  
 

Кумбум

Один из трех тибетских храмов, выполненных в форме многоярусной ступы с множеством внутренних залов и алтарей на каждом уровне. Наиболее знаменитый кумбум находится на территории монастыря Пелкор Чёде в Гьянтзе. Этот изящный четырехъярусный храм был построен в 1440 году. По окружности его этажей расположено 108 комнат, внутри которых находятся статуи Будды и более 10 тысяч настенных изображений.

Джоканг

Джоканг – знаменитый буддийский храм-монастырь в городе Лхаса в Тибете, особо почитаемый местными жителями. Он пользуется огромной популярностью среди многочисленных паломников и иностранных туристов. Являясь частью храмового комплекса Лхасы, входит в список охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Джоканг начал строить царь Тибета Сонгцен Гампо в 639 году. По преданиям, раньше на месте храма располагалось небольшое озеро. Но жена царя – китайская принцесса Вэнь Чэн, – изучая окрестности методами геомантии (фэн-шуй), посчитала, что местность вокруг озера – это тело огромной демоницы, у которой дворец Потала является сердцем, а само озеро – гениталиями. Чтобы пригвоздить демоницу к земле и обезвредить, царь приказал осушить озеро, построить на его месте храм, а вокруг возвести ступы и монастыри. С того времени Джоканг стал одним из центров паломничества буддистов. Храмовый комплекс продолжает расти, и сейчас его площадь составляет 25 000 кв. м.

По основному архитектурному стилю Джоканг напоминает индийские вихары, но при расширении комплекса в его оформлении использовали также непальские и китайские (династия Тан) мотивы. Храм имеет четыре яруса. Его крыша покрыта узорчатой бронзовой плиткой и увенчана двумя золотыми ланями и колесом дхармы. В главном зале стоит статуя Будды Сакьямуни, которая является, пожалуй, самой почитаемой среди тибетских буддистов. Там же находятся две статуи царя Сонгцен Гампо и двух его знаменитых жен – китайской принцессы Вэнь Чэн (дочери императора Тайцзуна) и непальской принцессы Бхрикути, способствовавших проникновению буддизма на Тибет.

Джоканг выходит на центральную площадь Лхасы – Пакор. Паломники обходят весь комплекс по ритуальному пути (кора), вдоль которого размещены молитвенные барабаны – вращающиеся цилиндры, исписанные мантрами. Там же расположены торговые ряды.

Потала

Потала в тибетском городе Лхаса объединяет царский дворец и буддийский храмовый комплекс. До вторжения Китая в Тибет в 1959 году, вследствие чего тибетский правитель Далай-лама XIV вынужденно покинул страну и получил политическое убежище в Индии (Дарамсала), Потала был основной резиденцией далай-лам. Сегодня этот дворцово-храмовый комплекс является музеем, активно посещаемым туристами. Но в то же время остается местом паломничества буддистов, где они продолжают проводить свои ритуалы. По всей видимости, свое название дворец получил от легендарной горы Потала, где обитает бодхисатва Ченрези (Авалокитешвара), которого на земле и представляет далай-лама. Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости Потала внесен в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первое здание комплекса было возведено в 637 году царем Тибета Сонгценом Гампо на том месте, где он обычно медитировал. Когда же он решил сделать Лхасу своей столицей, то построил рядом дворец. А после своего обручения с китайской принцессой Вэнь Чэн расширил здание до 999 комнат, окружил его стенами с башнями, вырыл обводной канал. Во второй половине VIII века во дворец попала молния, все деревянные постройки сгорели. Последовавшие затем междоусобные войны привели к практически полному разрушению комплекса: до нашего времени от него сохранились лишь пещера Фа-Вана и зал Пабалакан.

Дворец в его современном виде начал строиться в 1645 году по инициативе Далай-ламы V. Через три года был завершен Белый дворец (Потранг Карпо), который начал использоваться как зимняя резиденция. Здание включает Большой восточный и Солнечный павильоны, жилые покои регента и наставника далай-ламы, а также служебные помещения правительства. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний; в Солнечном далай-лама жил и работал, читал священные тексты, занимался делами управления. Между 1690 и 1694 годами был построен Красный дворец (Потранг Марпо). В грандиозном строительстве принимали участие лучшие мастера того времени из Тибета, Непала и Китая.

Потала расположен на возвышающемся над городом Красном холме (Марпо Ри; 3 700 м). В целом площадь комплекса составляет 360 тыс. кв. м. Общий вид дворца, раскинувшегося на горном хребте со всеми своими башнями, стенами, лестницами, храмами и пристройками, представляет собой уникальное художественное решение, величественность и красота которого ценятся буддистами, архитекторами и художниками, поражают путешественников.

Многочисленные паломники обходят святыню по коре, ритуальному пути. Вдоль коры установлены молитвенные барабаны, расположены торговые ряды.

Путоцзунчэн

Путоцзунчэн – китайская копия тибетской Поталы. Красный дворец служил местом молитв и религиозных ритуалов. Большое значение имеют восемь мемориальных ступ, в том числе Пятого и Тринадцатого далай-лам. Дворец разбит на павильоны и представляет собой вереницу больших и малых залов (храмов), посвященных буддам, бодхисатвам, далай-ламам, а также предназначенным для аудиенций и церемоний (например, Западный большой зал). В помещениях выставлены различные объекты поклонения и реликвии: пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы. Стены украшены сложной системой росписи.

Лхасская соборная мечеть Хэбалинь

Лхасская соборная мечеть Хэбалинь была построена в 1716 году и расширена в 1793-м, но впоследствии сгорела от пожара. Восстановлена в 1959 году, после того как Тибет перешел во владение Китая. Коммунисты ввели в этом регионе особые привилегии для мусульман (хотя исторически ислам появился в Тибете еще в IX веке). Сейчас мусульманское население Лхасы составляет около 2 000 человек, преимущественно из народности хуэйцзу. В городе имеется две мечети и три святые могилы. Большой зал мечети Хэбалинь занимает площадь 285 кв. м.

Пелкор Чёде

Пелкор Чёде (сокращенно Пелчо или Палчо) – большой буддийский монастырь в городе Гьянтзе в Тибете. На его территории находится знаменитая ступа Кумбум со 108 внутренними залами и алтарями. Храмовый комплекс включает в себя 15 монастырей различных школ, преимущественно Гелуг и Сакья.

Пелкор Чёде основан в 1418 году Панчен Релдрупом I. В начале XX века город и монастырь были атакованы английскими войсками. И до сих пор на строениях монастыря видны следы от пуль.

Ганден

Ганден – один из самых крупных буддийских монастырей, знаменитый университет школы Гелуг тибетского буддизма, а также священное место паломничества. Ранее Ганден был одним из трех государственных монастырей. Его название является тибетским переводом санскритского «тушита», что значит «легендарная обитель Будды Майтреи». Монастырь находится на горе Вангбур (на высоте 4 500 м). Находясь в удалении от Лхасы (на расстоянии 47 км), Ганден пользуется меньшей популярностью среди туристов и паломников, чем Сера и Дрепунг, однако исторически именно он является резиденцией руководителей администрации и политических лидеров школы Гелуг.

Ганден был основан в 1409 году последователями Цонкапы, известного буддийского религиозного деятеля, посмертно признанного Далай-ламой I. Один из его учеников – Гендун Друб (1391–1474) – поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год. Позже Ганден превратился в огромный монастырский комплекс и был поделен на два колледжа – Шарце и Жангце, где проходили обучение до четырех тысяч монахов.

В годы «культурной революции» (1966–1968) монастырь был практически полностью разрушен, но потом его восстановили. Сейчас здесь обретаются более 200 монахов.

Тибетские беженцы воссоздали монастырь Ганден в индийском штате Карнатака.

Дрепунг

Дрепунг (на географических картах – Джэбунг) – монастырь в пригороде Лхасы, примерно в 10 км от города. Самый крупный буддийский центр, ранее входивший в число трех государственных монастырей; университет школы Гелуг; место паломничества. Территория комплекса составляет 200 тыс. кв. м.

Дрепунг основан в 1416 году учеником буддийского религиозного деятеля Цонкапы – Джамъянгом Чоджеем. До того как был построен дворец Потала, здесь находилась резиденция далай-лам. Впоследствии именно настоятели Дрепунга оказывались наиболее близки к верховным правителям Тибета, занимали высшие посты при них, а нередко становились и регентами малолетних далай-лам. Кроме того, священнослужители монастыря играли важную роль в политике Тибета, а во время новогодних праздников проводили мероприятия, связанные с переназначением лхасского городского управления.

До в 1959 года Дрепунг насчитывал более 15 тысяч монахов и являлся крупнейшим религиозным центром Тибета. Во время «культурной революции» храмовый комплекс был серьезно поврежден, однако центральный зал собраний, основные залы факультетов и монастырей (Лозелинг, Гоманг, Нгагпа, Деянг), а также бывшая резиденция далай-ламы – дворец Ганден Пходранг – сохранились. Сейчас монастырь снова функционирует, в нем проживают несколько сотен монахов. Кроме того, Дрепунг частично превращен в музей, который посещают многочисленные туристы.

В Южной Индии, в провинции Карнатака, тибетские беженцы организовали новый университет-монастырь Дрепунг, насчитывающий около пяти тысяч монахов.

Лабранг

Лабранг («Летняя река») – крупнейший буддийский монастырь за пределами Тибетского Автономного Района и один из шести ведущих монастырей ордена Желтых Повязок (Гелугпа). Расположен в центре одноименного поселка, в долине речки Дася, на высоте 2920 м.

Поселок Лабранг является административным центром уезда Сяхэ китайской провинции Ганьсу. С местного автовокзала отправляются регулярные автобусные рейсы в Ланьчжоу, Синин и Хэцзо. В поселке проживают около 10 000 человек разных народностей, но в основном – тибетцев и китайцев. Промышленных предприятий в Лабранге нет, население занято главным образом в сферах туристического обслуживания (туризм приобретает здесь все большее значение) и животноводства.

Монастырь Лабранг (или Лабранг Ташикьил) основан в 1709 году Нгавангом Цондру, учеником Далай-ламы V, относящимся к первому поколению «живых будд» – девацанов. Благодаря своему удачному месторасположению в тибетском регионе Амдо, поблизости от традиционных торговых путей, монастырь быстро богател, расширяя свои территории и влияние. В частности, именно из Лабранга отправлялись миссионеры к бурятам, тувинцам и калмыкам. В 1958 году власти коммунистического Китая закрыли монастырь. В годы «культурной революции» многие бесценные храмы и прочие постройки были разрушены. И лишь в 1980 году Лабранг вновь обрел жизнь: сначала его открыли для посещения туристов, а затем вернули буддистской общине. Сейчас в монастыре проживают почти 2 000 человек (во времена расцвета здесь насчитывалось около 4 000 монахов и лам). Под прямым управлением Лабранга находятся около 40 небольших монастырей в окрестных горах, а также женский монастырь в западной части поселка.

На монастырской территории располагаются 18 больших молельных залов (среди которых особо выделяется семиэтажный Шакьямуни), две величественные ступы, кроме того, приблизительно 500 небольших капелл и монашеских келий. Вдоль стен монастыря тянется паломническая тропа (кора) длиною три километра, на всем протяжении которой установлены молитвенные барабаны, или колеса, высотой от 1 до 2,5 м. Во время прохождения коры паломник обязан прокрутить каждый из 1174 цилиндров.

Помимо прочего, Лабранг является крупным образовательным центром с шестью отделениями, где изучают ваджраяна-буддизм: Нижним и Верхним тантрическими институтами, Институтом эзотерического буддизма, Институтом астрологии, Институтом религиозного права и Институтом тибетской медицины. Монастырская библиотека хранит обширную коллекцию книг и свитков на тибетском языке, в том числе около 60 000 сутр (лаконичных высказываний). Настоятель монастыря Джамьян Джепа является вице-президентом Буддийской Ассоциации Китая.

В окрестностях Лабранга находятся несколько менее крупных монастырей и храмов, а также священные места местного значения и руины древнего городища («восьмиугольный город» Бацзяочэн). К природным достопримечательностям относятся живописные луга Сангкэ к западу от поселка и ущелье Ганцзя в северной части уезда.

Ламаюру (Юнг-друн) – один из ранних монастырей гималайского княжества Ладакха. Находится в долине верхнего Инда, в 127 км на запад от дворца Лех. Основан в XI веке знаменитым махасидхой Наропой после нескольких лет медитаций, проведенных в пещере. Монастырь получил свое название от плантации священного зерна, которая таинственным образом приняла форму свастики с левосторонним движением (он носит название «юнг-друн бон», или «новый бон»). Собственно, Ламаюру долгое время был прибежищем для последователей тибетской религии бон, хотя и относится к направлению буддистской школы Дрикунг Кагью («Красные шапки»). В настоящее время монастырь дает приют 30-40 буддистским монахам.

Самье

Самье, или Самье-гомпа, – первый буддийский монастырь в Тибете. Он располагается на северном берегу реки Ярлунг (Брахмапутра) в двух часах езды от Лхасы и недалеко от аэропорта. Был заложен приблизительно в 775 году царем Тибета Трисонг Деценом, который внес большой вклад в восстановление и развитие буддизма после его упадка со времени правления царя Сонгцена Гампо (VII век).

Считается, что возведение Самье начал монах Шантаракшита, один из настоятелей индийского монастыря Наланда, проповедовавший буддизм сутры. Он посчитал выбранное место благоприятным и активно приступил к строительству, но через некоторое время здание обрушилось. Рабочие в ужасе предположили, что это козни демона, обитающего у реки. Местных духов смог одолеть Падмасамбхава из Уддияны, который успешно завершил строительство. С этого монастыря начинается история школы Ньингма – первой школы тибетского буддизма. Данное предание объясняет, и как строился Самье и почему тантрический буддизм смог превзойти буддизм сутры, проповедованный Шантаракшитой. Говорят, Шантаракшита еще несколько раз пытался строить монастыри поблизости от первоначально выбранного для Самье места, однако все они обрушивались. Люди не могли это объяснить ничем иным, как вмешательством злых демонов. В 889 году рабочий по имени Синху Мэ предложил принципиально новую технологию ведения строительства, которая позволила бы избежать многих трудностей, однако вместо благодарности он и все его родственники были казнены за инакомыслие и отступничество от общих правил. Собственно, бюрократизм, существовавший уже в то время, оказывал негативное влияние на сроки выполнения работ – монастыри строились десятилетиями. Хотя если принять во внимание, что рабочие-монахи днем занимались борьбой, а вечером оттачивали умение метать ножи и сюрикены, становится понятным, что на само строительство времени оставалось крайне мало.

Монастырь выполнял в жизни общества многие важные функции. Так, одной из основных задач служителей храма являлась не только его защита, он и оказание помощи крестьянам и людям из непривилегированных сословий. Зачастую монахи организовывали патрулирование вблизи реки Ярлунг, проводили первоначальное расследование по фактам нарушения порядка. Для этого, естественно, необходимо было виртуозно владеть различными приемами ведения боя. Неудивительно, что в монастыре сложилась особая, кардинально новая методика борьбы, включающая активное использование метательного боевого оружия (ножи, мечи, копья). Мало того, именно в Самье были придуманы свето-штурмовые гранаты, которые позже распространились по всему Тибету.

В IX веке в монастыре Самье велась работа по переводу многочисленных сочинений по буддизму с санскрита на тибетский язык. Царствовавший в это время Трисонг Децена стал знаменит тем, что организовал первый медицинский конгресс, куда были приглашены врачи и ученые изо всех соседних государств. На собрании не только были представлены многочисленные целительные системы и способы лечения, но и оформились принципы тибетской классической медицины. Кроме того, именно при правлении Трисонга Децена имела место знаменитая двухлетняя дискуссия между китайским монахом Хошаном и Камалашилой, учителем тантрического буддизма. Царь принял сторону Камалашилы, и с тех пор на Тибете прочно установился тантрический буддизм.

Здание монастыря состоит из деревянных пластин, соединенных между собой деревянными гвоздями. Оно имеет форму мандалы. В архитектуре храмового комплекса сочетаются элементы индийского, тибетского и китайского стилей. Вокруг основного храма расположены восемь малых. Четыре стороны посвящены бодхисатвам Авалокитешваре, Арьяпале, Манджушри и Майтрее. С четырех сторон возведены также большие ступы. Вдоль стены, окружностью обходящей храмовый комплекс, располагаются 108 малых ступ. Внутри храмов хранятся многочисленные реликвии и великолепные статуи.

Во время «культурной революции» в Китае (1966–1976) монастырь Самье, как и многие другие, был осквернен и разграблен. Множество драгоценных реликвий уничтожено.

Сэра́

Сэра́, или Сера́, – монастырь в пригороде Лхасы (около 10 км от города). Это один из самых крупных религиозных центров Тибета, ранее входивший в число трех государственных монастырей; знаменитый университет школы Гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Сэра и сейчас функционирует: в нем проживают более сотни монахов (горстка по сравнению с пятью тысячами в прежние времена), которые регулярно проводят оживленные философские диспуты. Кроме того, монастырь является музеем, открытым для посещения многочисленных туристов.

Как и другие университеты-монастыри, Сэра также имеет своего «двойника» в Индии, куда переселились беженцы с Тибета, – в Байлакуппе около Майсура. Однако, поскольку никто из тантрического факультета Нгагпа-Дацана не пережил китайского вторжения, в Индии имеются только два факультета – Сэра Мэй и Сэра Чже.

Как правило, китайцев, европейцев и американцев, желающих стать тибетскими монахами, направляют именно в Сэра, тогда как выходцев из России и Монголии – в Дрепунг. Кстати, в Сэра обучается один из прообразов героя фильма «Маленького будды» – испанец Осэл Хита Торрес.

Ташилунпо́

Ташилунпо́ (Ташилхунпо, Ташилумпо, Даший-лхунбо) находится в городе Шигадзе. Полное название монастыря по-тибетски буквально означает «все счастье и благополучие собрано тут». Ташилунпо традиционно является резиденцией панчен-ламы – второго по значимости иерарха-тулку школы Гелуг после далай-ламы. Панчен-лама олицетворяет будду Амитабху.

Монастырь построили в 1447 году на холме недалеко от центра города. Основал его Гендун Дубпа, ученик религиозного деятеля Цонкапы, признанного после смерти Далай-ламой I. Средства на строительство собирали знатные тибетцы. Монастырь был значительно расширен Панчен-ламой IV – Лобсангом Чокьи Гьялцэном. Кстати, именно нем Ташилунпо стал местом пребывания панчен-лам (многие из которых содействовали расширению и укреплению монастыря).

В Ташилунпо находятся погребальные ступы с останками Далай-ламы I и нескольких панчен-лам. Самая большая была возведена в 1666 году для Панчен-ламы IV, при котором монастырь обрел нынешний облик. Эта одиннадцатиметровая ступа сделана из чистого золота и украшена драгоценными камнями. Не многим ей уступает по своему великолепию и более поздняя ступа Панчен-ламы VIII.

Ташилунпо славится также самой большой в Тибете статуей будды Майтреи высотой 26 м. На ее изготовление ушло 279 кг золота, почти столько же серебра, 116 тонн бронзы, более 40 алмазов и 1 000 жемчужин. На полу зала, в котором находится статуя, драгоценными камнями выложена большая свастика.

Сейчас в монастыре Ташилумпо проживает признанный официальным Пекином Панчен-лама XI – Гьялцэн Норбу. В 1972 году в Индии, в тибетском поселении Билакуппе в Карнатаке, был открыт своеобразный «филиал» монастыря Ташилунпо.


Четверг, 21.11.2024
Киев: 0°C
Пекин: 0°C
Далянь: 0°C
Циндао: 0°C
Сиань: 0°C
Шанхай: 0°C
Куньмин: 0°C
Гонконг: 0°C
Санья: 0°C
КУРС НА 21.11.2024
1 USD = 28.49 UAH
1 USD = 6.5 CNY